Фасилити-бизнес в авангарде структурной трансформации и рыночной адаптации.

Статья Председателя комитета по бюджету и налогам, члена Совета Свердловского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Малышева Егора Александровича о фасилити-бизнесе в авангарде структурной трансформации и рыночной адаптации:

Усиление санкционного давления на российскую экономику, случившееся весной, остро поставило вопрос о выживании компаний и целых отраслей на фоне ограничения доступа к производственным ресурсам и новым зарубежным технологиям. Несмотря на первоначальные катастрофические ощущения, отечественный бизнес быстро начал реагировать на новые условия и запустил алгоритмы структурной трансформации экономики. Уже сегодня российский бизнес не узнать: он выстраивает новую модель своего развития, нащупав почву под ногами в изменившихся условиях. И первыми на этом пути вновь оказались малые и средние предприятия, очередной раз доказавшие свое право на успех в любых условиях. Значительную роль в удержании отечественным бизнесом равновесия сыграли компании, занимающиеся управлением обслуживанием активов.

2022 год стал экзаменом на прочность, который проходят практически все без исключения отрасли и сферы российской экономики. Случившийся вскоре после выхода из коронавирусного кризиса санкционный шторм не оставил в стороне никого. Одни компании пострадали от резкой корректировки курса рубля в первые недели кризиса и столкнулись с соответствующим ростом издержек со стороны импортного оборудования, комплектующих и материалов. Другие ощутили трудности с экспортом своей продукции. Но большинство сфер вплотную столкнулись с угрозой коллапса в поставках импортных инвестиционных и промежуточных товаров, которые потребовалось чем-то заменить. Мировая экономическая история знает много случаев санкционного давления на разные страны, но, как правило, они все касаются финансовых и экспортных ограничений. У российских компаний ситуация оказалась чуть ли не противоположной: экспорт за более чем полгода пострадал мало, зато объемы импорта в некоторые месяцы падали едва ли не на половину. Подобное состояние дел затронуло и потребительские рынки, на которых началась паника, потащившая вверх цены.

Вместе с тем, несмотря на крайне негативные прогнозы, появившиеся весной, ситуация не вышла из-под контроля. Центральному Банку вместе с экономическим блоком Правительства удалось стабилизировать валютный рынок, банковскую систему и финансовую ситуацию в регионах. Товарные запасы оказались достаточными для поддержки большинства рынков. Правительство оперативно приняло ряд решений, ослабляющих внешнеторговое регулирование и разрешающих упрощенный ввоз товаров из-за границы. В итоге паника и ажиотаж на рынках угасли, инфляция спала, валютный курс стабилизировался, объемы производства в стране не рухнули. Безусловно, ситуация остается напряженной и сохраняется чрезвычайно высокий уровень неопределенности, но однозначно можно отметить, что к первому кризисному шоку экономика в целом и многочисленные компании в частности адаптировались. Более того, резкое изменение внешних экономических условий запустило процесс структурной трансформации, о необходимости которой много лет говорили экономисты и политики: развитие собственных производств и бизнесов, снижающих зависимость общества от доходов нефтегазового сектора стало более интенсивным по мере отказа зарубежных компаний работать в России.

В периоды успешного и устойчивого роста экономики появляются долгосрочные модели уравновешивания интересов бизнеса, общества и государства. В них разумно интегрируется налоговая составляющая, учитываются интересы бизнеса и обеспечивается рост общественного благосостояния. И российская практика знает немало подобных решений. Но сегодня экономика страны испытывает колоссальное внешнее давление, что сказывается на стабильности процессов развития внутри, вынуждает компании идти на глубокие структурные трансформации и требует применения более мягких, точечных инструментов поддержки со стороны государства, в том числе, налогового стимулирования. В этом и заключается суть антикризисной экономической политики, не раз выручавшей отечественный бизнес.

За общими словами о необходимости оптимального налогообложения традиционно понималась поддержка крупных предприятий, которые считаются системообразующими. Однако, как правило, из спектра внимания выпадали компании, деятельность которых обеспечивает бесперебойное функционирование всех отраслей в каждом регионе. Ведь это только на первый взгляд кажется, что крупное металлургическое или машиностроительное предприятие – наше всё, а остальное может выживать по остаточному принципу. Но, смогут ли индустриальные гиганты работать без качественно прибранных клининговыми службами помещений, без безупречно подготовленной к интенсивным рабочим сменам спецодежды и многого другого, чего люди часто не замечают, пока оно есть, но ощущают острую нехватку сразу, как только привычный сервис исчезает? Профессиональное управление обслуживанием активов, которое сегодня называют фасилити менеджментом, постепенно становится одним из ключевых факторов успешного развития основных функций предприятия, которое получает возможность сосредоточиться на своих бизнес-процессах, доверившись профессионалам сервиса.

В сложно устроенной многоотраслевой экономике, где каждый специализируется на своей части общей работы, управление обслуживанием активов стало тем незаменимым общеорганизационным элементом, без которого многие предприятия, если и смогут работать, то быстро ощутят, сколь существенные ресурсы у них это отнимает. Клининговые компании, добросовестно выполнявшие свою работу, конкурируя в условиях невысоких барьеров вхождения в отрасль, столкнулись с серьезными трудностями еще во время коронавирусных ограничений. Однако гибкое управление и грамотное распоряжение располагаемыми ресурсами сделали свое дело: по мере оживления рынков и возвращения его участников спрос на клининговые услуги восстановился и компании встретили их в новом качестве, с обновленными технологиями и готовым к работе персоналом.

Весной текущего года появились признаки новой кризисной волны. Из-за резких изменений в курсе рубля в феврале и марте, а также по причине внешнеторговых ограничений над компаниями нависла угроза срыва поставок техники и качественных материалов. На это указывала и ситуация, складывавшаяся со складскими запасами у поставщиков. Однако российская модель антикризисного менеджмента, закалившая компании сектора малого и среднего бизнеса, к которому и относится большинство участников клинингового рынка, сработала и в этот раз. Были найдены новые зарубежные поставщики, пришедшие на смену тем европейским контрагентам, которые ушли с российского рынка. Да, во многих случаях это привело к удлинению логистических цепочек поставки материалов, а также их географическому смещению на юг и на восток. Но выход был найден.

Уже летом был начат поиск партнеров в налаживании производства отечественных заменителей используемых материалов по многим позициям. То, о чем еще несколько месяцев назад говорили, как о маловероятном – масштабном импортозамещении – начинает становиться былью. Сегодня в сотрудничестве с научно-исследовательскими и производственными организациями клининговые компании существенно продвинулись в разработке необходимой им продукции. И можно уверенно говорить, что приближающийся 2023 год станет годом запуска большого числа импортозамещающих производств.

Отреагировали клининговые фирмы и на смещение приоритетов потребительской модели общества. Мы видим, что благосостояние населения не растет, в то же время, тревожность и неуверенность в будущем нарастают, что заставляет людей больше экономить. Наряду с уходом из российской розничной оффлайн торговли заметных брендов, любимых отечественным потребителем, это привело к масштабному перемещению потребительских расходов в онлайн режим, где господствуют получившие мощный импульс развития еще в короновирусные времена маркетплейсы. И с их стороны стал формироваться серьезный запрос на клининговые услуги, структурно отличающийся от того, что преобладает в торговых центрах. Все это потребовало привлечения большого количества сотрудников фасилити бизнеса, что привело к бурному росту в этой сфере аутстаффинга – аренды персонала. Клининговые компании чутко отреагировали на изменение рыночных запросов, однако к настоящему времени постепенно начинает проявляться дефицит квалифицированного персонала. Рынок становится все более конкурентным и жестким, к сотрудникам предъявляются достаточно высокие требования, а в конце сентября в планы компаний вмешалась объявленная в стране частичная мобилизация: часть потенциальных и реальных сотрудников стала недоступна для работы.

Позиционирование себя на рынке труда с точки зрения привлечения необходимого количества сотрудников нужной квалификации стало новым вызовом и сформировало новые задачи перед клининговыми компаниями. Дефицит рабочей силы, толкающий вверх издержки на оплату труда с одной стороны, изменение логистики поставок техники и материалов, толкающий производственные издержки, с другой, сказываются на финансовых результатах и устойчивости клининговых фирм.

В таких условиях, когда экономика вошла в состояние длительной рецессии, экономические ресурсы многих отраслей крайне ограничены, финансовая ситуация характеризуется высоким уровнем неопределенности, ресурсные рынки развернулись в сторону роста издержек, работать компаниям становится сложнее. Менеджмент компаний выжимает из доступных опций все возможное. И здесь, как никогда ранее, важным инструментом поддержки отрасли, как, впрочем, и многих других сфер деятельности, может стать налоговое стимулирование. Государственная поддержка неоднократно выполняла роль стабилизатора экономики, и сегодня она особенно нужна.

Статистика утверждает, что в минувшие несколько лет Федеральная налоговая служба сумела выстроить исключительно эффективную систему налогового администрирования, что позволяло наращивать налоговые сборы темпами, в разы превышающие темпы роста экономики. Как следствие, у государства образовались финансовые резервы, способные сегодня выступить источником поддержки экономики. И мы видим шаги в этом направлении: переносятся сроки уплаты налогов и сборов, приостановлены в ряде сфер налоговые проверки, введен мораторий на банкротства, оказывается отраслевая поддержка, изменена налоговая база по налогу на прибыль, увеличен порог для контролируемых сделок, введен ускоренный порядок возмещения НДС, сохранена упрощенная система налогообложения. Эти и многие другие инструменты задействованы сегодня в системе временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ и нивелированию ограничительных мер в отношении страны.

Конечно, фасилити сфера не выделена в качестве отдельного субъекта государственной поддержки и пользуется предложенными инструментами на общих основаниях. Но это не мешает работать сообща и предлагать от имени отрасли и бизнеса в целом новые инициативы. Так, компании Свердловской области участвуют в обсуждении с ФНС практики применения налоговой оговорки в контрактах с контрагентами. При всей готовности и умении работать прозрачно бизнес предлагает максимальное упрощение соответствующих контрольных процедур со стороны налоговых органов, что позволит избежать чрезмерного вмешательства государства в работу компаний, которым и без того приходится преодолевать серьезные трудности текущей экономической ситуации. Бизнес только начал восстанавливаться после экономических последствий пандемии и быстрое возвращение к жестким регуляторным мерам на волне нового кризиса явно не идет ему на пользу. Как обычно и случается в отечественной практике, бизнес не просит денег у государства, а лишь рассчитывает на ослабление администрирования, что в непростых условиях уже много значит и хорошо зарекомендовало себя в предыдущие кризисные волны.

Государство, безусловно, заинтересовано в устойчивости любого бизнеса, создающего рабочие места, пополняющего бюджет налогами, выполняющего экономические и социальные функции. Можно быть уверенными в том, что и в текущей ситуации точек соприкосновения у государства и бизнеса будет найдено не мало. И тогда, завершив вызванную валом внешних ограничений структурную трансформацию, российский бизнес обретет те благоприятные условия, в которых вновь продемонстрирует свою жизнеспособность, умение быстро восстанавливаться и двигать экономику вперед. И в этой динамики кампании фасилити сферы, как и прежде, будут выполнять свою внешне не всегда заметную, но столь необходимую всем остальным работу, создавая наилучшие условия для производства, ритейла и всех остальных отраслей экономики.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *