О планируемых изменениях в федеральном законодательстве.

Уважаемые предприниматели!

 

Информируем вас о планируемых изменениях в федеральном законодательстве.  Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект постановления, в соответствии с которым к числу судебных экспертиз, которые могут проводить исключительно государственные судебно-экспертные организации по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной ‎с ними, а также объектов землеустройства предлагается отнести «судебную строительно-техническую экспертизу», «судебную землеустроительную экспертизу».

Проект постановления был размещен на размещенный на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/projects#npa=121310) для прохождения общественного обсуждения.

Эксперты Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, Уральской Торгово-промышленной палаты, Свердловского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», Свердловского регионального отделения «Деловой России», а также Уполномоченный по защиты прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх заняли единую позицию о том, что принятие предлагаемых изменений затронет права и законные интересы существенного числа правообладателей объектов недвижимости, а также профессиональных оценщиков.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости является ключевым фактором, определяющим налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов и физических лиц по имущественным налогам, арендным и выкупным платежам по государственному и муниципальному имуществу. Одним из главных принципов при определении кадастровой стоимости, закрепленных в статье 4 Федерального закона от 03 июля
2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», является принцип ее экономической обоснованности. Для реализации права правообладателей на установление экономически обоснованной кадастровой стоимости предусмотрена возможность ее оспаривания в специальной комиссии и в суде. Данное право закреплено в Федеральном законе № 237-ФЗ, главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правообладатели объектов недвижимости достаточно часто оспаривают их кадастровую стоимость. Согласно данным судебной статистики по Свердловской области в 2020 году было рассмотрено 554 дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости субъектами предпринимательской деятельности, 93% таких дел были решены в пользу истца.

Исходя из сведений по судебному оспариванию результатов определения кадастровой стоимости в Свердловской области, в 70% таких дел была назначена судебная экспертиза. Согласно данным, представленным правообладателями, которые оспаривали кадастровую стоимость в суде, а также оценщиками, которые были привлечены к рассмотрению данных дел в качестве судебных экспертов, средний срок подготовки экспертного заключения по данной категории дел составляет не менее двух недель. Соответственно, одним судебным экспертом может быть подготовлено в месяц в среднем два экспертных заключения по делам, связанным с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.

Предоставление права проводить судебные экспертизы по такой категории дел исключительно государственным судебно-экспертным организациям приведет к существенному увеличению нагрузки на них, которая очевидно потребует увеличения штата их сотрудников и, как следствие, увеличение бюджетных затрат на их содержание.

Важно отметить, что в Свердловской области в 2016 году начала формироваться практика подготовки судебных экспертиз по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости исключительно государственным судебно-экспертным организациям. Это привело к существенному увеличению сроков подготовки таких экспертиз и, как следствие, увеличению сроков рассмотрения указанных дел в суде. Средний срок подготовки заключения по данной категории дел государственной судебно-экспертной организацией составлял около года. В результате, суды сами снова стали привлекать к подготовке заключений в рамках судебной экспертизы по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости независимых оценщиков.

Учитывая уже имеющийся опыт, передача права подготовки судебных экспертиз по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной ‎с ними, только государственным судебно-экспертным организациям приведет к увеличению сроков рассмотрения дел в суде.

Важно отметить, что деятельность негосударственных оценщиков является одной из высокого регулируемой, связанной с необходимостью исполнения целого ряда обязательных требований, например: членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, обязательное страхование ответственности оценщика, обязанность иметь квалификационный аттестат по каждому направлению оценочной деятельности (оценка недвижимости, движимого имущества, бизнеса), подтверждающего сдачу квалификационного экзамена. При этом квалификационный аттестат выдается на три года и действует в течение указанного срока. Оценщик также обязан подтверждать квалификацию по каждому направлению деятельности путем сдачи квалификационного экзамена.

Учитывая существующие требования к квалификации негосударственных оценщиков, в Свердловской области суды именно их привлекают в качестве экспертов при назначении судебной экспертизы при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, принятие проекта в предложенной редакции может привести к ограничению права правообладателей на установление экономически обоснованной кадастровой стоимости, создает риски увеличения сроков рассмотрения дел в суде об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, а также несет риски роста расходов бюджета на обеспечение судебной экспертизы по данной категории дел. Отнесение судебных экспертиз, проводимых по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимости к исключительной компетенции государственных судебно-экспертных организаций, нарушит права широкого круга правообладателей. Такой подход означает монополизацию и огосударствление экспертной деятельности, создает существенные затруднения для негосударственной стороны в процессе административного судопроизводства.

Экспертным сообществом Свердловской области направлены замечания и предложения в адрес Минюста России о необходимости исключения из проекта постановления экспертизы по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, а также объектов землеустройства, в том числе судебная строительно-техническая экспертиза и судебная землеустроительная экспертиза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *