2 июня в рамках ПМЭФ-2021 состоялся IV Форум малого и среднего предпринимательства. По его итогам представители «ОПОРА РОССИИ» сделали определенные выводы и наметили пути решения.
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблема: Несоответствие во многих случаях документов рабочих групп итоговым документам, риск конфликтов интерпретаций новых норм по КНД могут значительно осложнить их применение на практике.
Решения:
⦁ Придать реформе КНД характер постоянно действующего института;
⦁ Запустить реформу лицензионно-разрешительной деятельности;
⦁ Сочетать реформу КНД с реформой уголовного законодательства и ослаблением силового давления, особенно в части налоговых нарушений;
⦁ Создать новую цифровую модель КНД;
⦁ Довести через цифровые платформы новые требования до предпринимателя и чиновника в регионах.
Работу по снижению давления на бизнес необходимо выстраивать на полноценной системной основе. Реформирование КНД необходимо совместить с реформированием лицензионно-разрешительной деятельности, а также УК и УПК РФ для ослабления силового давления на бизнес.
УСИЛЕНИЕ КООПЕРАЦИИ МСП
Проблема: Недостаточность темпов повышения доли МСП в закупках корпораций создает риски невыполнения целей нацпроекта МСП.
Решения:
⦁ Повышать требования к заказчикам по участию МСП в закупках;
⦁ Создавать маркетплейсы;
⦁ Формировать новые модели участия институтов развития в выполнении нацпроекта МСП;
⦁ Выстраивать долгосрочную кооперацию поставщиков с крупным бизнесом;
⦁ Обеспечить налоговое стимулирование реализуемых крупными компаниями программ повышения квалификации поставщиков из малого бизнеса;
⦁ Повысить доступность источников заемного финансирования для МСП.
Необходимо обратить особое внимание на борьбу с такими негативными явлениями, подрывающими доверие МСП к институту закупок, как задержки в оплате и ценовое давление со стороны заказчиков. Повышение доверия крупного и малого бизнеса друг к другу могло бы способствовать ликвидация налогового барьера при переходе с упрощенной системы налогообложения к стандартной и освобождение от налогообложения программ обучения малого бизнеса крупными компаниями, что позволило бы облегчить выполнение правительственной задачи по созданию модели выращивания крупным бизнесом контрагентов из МСП.
МСБ ТОРМОЗИТ С ПЕРЕХОДОМ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Проблема: У малого бизнеса отсутствуют средства и кадры для перехода на цифровые технологии.
Решения:
⦁ Обеспечить доступность IT-решений для малого бизнеса через принятие государственных программ стимулирования перехода МСП к цифровизации;
⦁ Создание государственной цифровой платформы для МСП;
⦁ Создание целостной системы финансирования МСП;
⦁ Нефинансовые меры поддержки;
⦁ Развивать сервисную модель поддержки МСП, переходить с бумаги на цифру, снимать административные барьеры;
⦁ Преодолеть инфраструктурные ограничения по цифровизации на уровне регионов;
⦁ Повышение цифровой грамотности представителей власти;
⦁ Внедрение облачной подписи.
В условиях нежелания предпринимателей инвестировать свои ресурсы в цифровизацию государству необходимо помочь МСП сократить издержки на внедрение цифровых решений, взяв на себя основные расходы на цифровое обучение. Важно ускорить работу по интеграции региональных цифровых платформ, созданных в регионах для поддержки МСП, на базе общефедеральной цифровой платформы, в задачи которой должна входить не только поддержка производственно-сбытовой деятельности МСП, но и обратная связь с органами власти для ускоренного решения возникающих вопросов.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ МСП
Проблема: Недопонимание предпринимателями важности обучения цифровым навыкам и обеспечения кибербезопасности для успешного ведения бизнеса.
Решения:
⦁ В основу обеспечения цифровизации МСП положить коробочные решения;
⦁ Вопросы кибербезопасности для МСП решать системно, в кооперации с профессиональным сообществом;
⦁ Создавать бесплатные обучающие программы и курсы для предпринимателей, популяризовать цифровизацию.