Налоги, страховые взносы, отчетность: антивирусные меры поддержки

1.Льготные тарифы по страховым взносам

1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный закон для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, попадающим под критерии ФЗ №209-ФЗ (вне зависимости от видов деятельности) ввел следующее:

— Снижение страховых взносов для МСП с 30% до 15%:
10% — на ОПС
0% — на ОСС
5% — на ОМС

Снижение введено только в отношении части выплат в пользу физ. лица, определяемой по итогам КАЖДОГО календарного месяца как превышение над МРОТ на начало расчетного периода.
На 01.01.2020 г. МРОТ составляет 12 130 руб.

Ключевые вопросы по данной норме:
1. Действие данной нормы установлено с 01 апреля 2020 г. (ст. 6 данного ФЗ №102-ФЗ). В тексте по порядку расчета и применения пониженных страховых взносов дословно указано «в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода».
На текущий момент официальных разъяснений со стороны контролирующих органов нет, но с нашей точки зрения применить пониженные ставки страховых взносов будет возможно только по заработной плате за апрель 2020 г.

2. Норма Федерального уровня, поэтому МРОТ применяется общероссийский без учета районных коэффициентов. Соответственно если заработная плата работника приближена к МРОТ, то льготная ставка будет применена в этом случае как раз к этой районной «надбавке». На текущий момент тоже официальных разъяснений по данному вопросу нет, вывод следует из общих положений законодательства РФ.

2. Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов, авансовых платежей, страховых взносов

Начнем с того, что Правительству РФ предоставлены особые полномочия на 2020 г. (с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) издавать нормативные правовые акты (Постановления) по регулированию следующих вопросов:

• приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

• продление установленных НК РФ сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

• продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

• продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

• продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

• дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

• основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

• основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

В рамках представленных НК РФ новых полномочий Правительство РФ выпустило Постановление №409 от 02 апреля 2020 г.
«Льготная» отсрочка по уплате налогов и взносов установлена ТОЛЬКО следующим категориям:

— МСП, перечень видов деятельности, которых утвержден в Постановлении Правительства №434 от 03 апреля 2020 г., включенных в реестр МСП на 01.03.2020 г. по ОКВЭД из перечня.

Это:
Категория: «Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки» 

Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3

Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 49.4

Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1

Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21

Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.

Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом 52.23.1

Категория: «Культура, организация досуга и развлечений» 
 
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90

Категория: «Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт»

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений 93

Деятельность физкультурно-оздоровительная 96.04

Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4

Категория: «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма» 

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79

Категория: «Гостиничный бизнес» 

Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55

Категория: «Общественное питание» 

Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56

Категория: «Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений»

Образование дополнительное детей и взрослых 85.41

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.91

Категория:  «Деятельность по организации конференций и выставок» 

Деятельность по организации конференций и выставок 82.3

Категория:  «Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению  (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)» 

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95

Стрика и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02
_________________

Далее, категории организаций, которым предоставлена отсрочка: 

— Стратегические организации (распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 г. №1226-р)

— Системообразующие предприятия (список утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития РФ от 20.03.2020 г. №3)

— Градообразующие предприятия (среднее количество застрахованных лиц согласно данным расчетов по страховым взносам за последние 4 отчетных периода составляет более 5 тыс. человек)

— Дополнительно в правилах указана еще такая категория организаций, которая реализует значимые товары (услуги) (за последние два налоговых периода сумма реализации товаров (услуг) по ставке, указанной в п. 2 ст. 164 НК РФ составляет более 30% совокупной реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав.

Для последних 4-ых видов предприятий в Правилах к Постановлению Правительства указан возможный порядок получения «льготной» по уплате налогов, страховых взносов.

В чем особенность этой «льготной» отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых вносов:

— порядок ее предоставления регулируется п. 1 ст. 64 НК РФ как для лиц, которым причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Данный порядок позволяет получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов без уплаты доп. процентов за период отсрочки (рассрочки).
При этом не нужно соблюдать критерий: «отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов»

— заявление подает в территориальную инспекцию вне зависимости от вида налога, в том числе по страховым взносам, по крупнейшим налогоплательщикам – налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;

— отсрочка или рассрочка может быть представлена при наличии производства по делу о налоговых правонарушения и иных нарушения по пп. 2 п.1 ст. 62 НК РФ;

— отсрочка или рассрочка может быть представлена даже если в течение 3 лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявлении об изменении сроков уплаты налогов и (или) страховых взносов, было вынесено решение о прекращении действия отсрочки, рассрочки в связи с нарушением условий соответствующего изменения условий уплаты.
Срок подачи заявления – до 01 декабря 2020 г.

Компании не указанных отраслей (Постановление Правительство №434 от 03 апреля 2020 г.) также могут получить рассрочку (отсрочку) по уплате налогов и страховых взносов, но уже в общем порядке, согласно пп.3 п.2 ст. 64 НК РФ.

Основание для получения:
— угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

При этом, наличие такого основания для получения отсрочки (рассрочки) устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 №382.

За период действия отсрочки (рассрочки) начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, равной 1/2 (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Также необходимо подать в налоговый орган заявление по отсрочке (рассрочке) уплаты налогов, страховых взносов.
Хотя в п. 5.3. ст. 64 НК РФ не указан такой обязательный критерий для получения отсрочки (рассрочки) – как получение банковской гарантий, но все попытки получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога до пандемии Коронавируса упирались всегда в требование налогового органа о предоставлении документов об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия, ссылаясь как раз на п. 5.3 ст. 64 НК РФ.
Т.е. по факту получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, страховых взносов без включения отрасли в перечень пострадавших отраслей практически невозможно.

3. Отсрочки и понятие «нерабочий день».

Нерабочий день = нерабочий праздничный день = выходной день – равенство для порядка исчисления сроков, установленных Налоговым кодексом РФ (с 01.04.2020 г.)
В чем суть этого равенства: когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Что это значит?
Если действительно по 30 апреля 2020г сохранится режим нерабочих дней, не будет переноса майских праздников, то первым рабочим днем будет 06 мая 2020г. Это будет день уплаты всех налогов, обычные сроки уплаты которых приходятся на период с 01 апреля по 30 апреля.
Это общее правило для тех предприятий, которые НЕ ДОЛЖНЫ были работать в нерабочие дни.
Теперь раскроем детально:

Указами Президента от 25 марта 2020 № 206 и от 02 апреля 2020 № 239 нерабочими днями установлены дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно.
Однако в обоих Указах есть перечень организаций, на которые его действие не распространяется.

К таким организациям относятся:
• непрерывно действующие организации;
• медицинские и аптечные организации;
• организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
• организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющих опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
• организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
• организации, осуществляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
• иные* организации, определенные решениями высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
*«Иные организации» определяем по Указу Губернатора Свердловской области от 18.03.2020г № 100-УГ, в который 03.04.2020 внесены изменения (Указ №158-УГ). Распоряжению Правительства Свердловской области №125-РП от 05 апреля 2020 г.

В Распоряжении Правительства определен следующий перечень организаций, продолжающих деятельность на территории Свердловской области
1. Организации, осуществляющие производство, поставку и дистрибуцию:
1) автозапчастей;
2) товаров для пожаротушения;
3) электрического оборудования, кабельной продукции;
4) электронного, компьютерного оборудования, программных продуктов и программного обеспечения;
5) средств связи, включая сотовые телефоны;
6) водопроводного, отопительного, сантехнического оборудования и арматуры;
7) очков, линз и их частей.
2. Организации, осуществляющие оказание бытовых услуг (на условиях предварительной записи):
1) по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств;
2) по ремонту электроники и крупной бытовой техники, сантехники;
3) клининга и санитарно-гигиенической обработки помещений;
4) ритуальные услуги;
5) услуги такси;
6) услуги по химической чистке, услуги прачечных;
7) по лечению и содержанию животных (в части обеспечения режима кормления и уборки), уходу за животными (зоопарки, гостиницы для животных, специализированные места содержания животных).
3. Нотариусы (на условиях предварительной записи).
4. Организации, оказывающие охранные услуги.
5. Организации, осуществляющие оказание транспортных услуг, службы доставки, пункты выдачи заказов интернет-магазинов.
6. Организации, осуществляющие деятельность в сфере проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений, а также материально-техническое снабжение данной сферы.

Таким образом, фактически такие организации не входят в перечень организаций, на которых не распространяется введение нерабочих дней и дни с 30 марта по 30 апреля, значит сроки уплаты налогов, страховых взносов может быть перенесен на первый рабочий день!

Ключевые вопросы по данной норме:

Федеральный закон №102-ФЗ внес изменения в ст. 6.1 НК РФ о «нерабочем дне» с 01 апреля 2020 г. Возникает вопрос про налоги, срок уплаты которых наступил 30 марта или 31 марта, как быть с ним, если уже по Указу Президента эти дни тоже были не рабочими.

Ключевое: применяем норму «об обратной силе закона», когда для налогоплательщиков смягчается ответственность (в данной ситуации ответственность за неуплату налогов, страховых взносов).
Кроме того, сроки уплаты налогов в НК РФ связаны со сроком представления налоговой декларации, расчетов по страховым взносам, бухгалтерской отчетности и т.д.

Однако, согласно Постановлению Правительства РФ №409 от 02.04.2020 г.  отсрочки по представлению отчетности не дает право налогоплательщику (плательщику страховых взносов) ориентироваться на эти сроки.
Поэтому для исключения спорных ситуаций для категории плательщиков, у которых «нерабочие дни» будут до 30 апреля, вопрос с уплатой налогов рекомендуем закрыть именно в первый рабочий день (возможно это будет уже 06 мая), заплатив их в бюджет. Если рабочие дни начались ранее 30 апреля – то срок уплаты налогов, страховых взносов также будет возникать в первый рабочий день!

Отчетность

Вопрос про сроки представления отчетности в налоговый орган был решен после опубликования Постановления Правительства РФ №409 от 02.04.2020 г.
И в части отсрочки по представлению отчетности действуют положения Постановления для ВСЕХ субъектов (ООО и ИП), а том числе и для всех ЮЛ:

1. на три месяца:
o деклараций, расчетов по авансовым платежам (кроме НДС и расчетов по страховым взносам), расчетов, представляемых налоговыми агентами, бухгалтерской отчетности, срок сдачи которых приходится на март-май 2020 года;

2. до 15 мая 2020 года — налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

В постановлении также говорится о приостановлении до 31 мая 2020 года включительно вынесения решений о выездных налоговых проверках, в том числе, повторных, а также проведения уже назначенных проверок. Это же касается проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

До 31 мая 2020 года налоговыми органами не будут блокироваться расчетные счета в банке, если декларация или расчет по страховым взносам представлены несвоевременно.

Также до начала июня сняты запреты на открытие банковских или лицевых счетов при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

При получении требований о представлении документов, пояснений с 1 марта по 1 июня 2020 года срок их представления для налогоплательщиков также продлевается:
• на 10 рабочих дней – по требованиям по НДС;
• на 20 рабочих дней – в остальных случаях.
Не будут налагаться штрафы по статье 126 НК РФ в случае несвоевременного представления документов или иных сведений с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.
Кроме того, на полгода увеличены предельные сроки направления требований об уплате налогов и принятия решения о взыскании налогов.
Официальной информации от ФСС и ПФ РФ по сдачи отчетности (переносу срока по сдачи отчетности) в апреле 2020 г. пока не поступало.

Зарипова Анна, Руководитель департамента налогового консалтинга
Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»
+ 7 (912) 609-70-19
lev@lev-group.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *