ОТ УВЛЕЧЕНИЯ К БИЗНЕСУ

Многообразие молодёжных бизнес-проектов среди школьников и студентов можно было увидеть и услышать 14 апреля в стенах Уральского государственного горного университета (далее УГГУ). В Царском зале прошёл финал конкурса «Молодёжь Урала – инновационной экономике России».
По словам главного организатора конкурса, академика РАН, д.э.н., профессора Александра Николаевича Сёмина, конкурсная комиссия рассмотрела 100 заявок, из которых к очной защите было допущено 36. Заявки пришли не только из городов Свердловской области, но также из Челябинской, Тамбовской и других регионов страны.
Члены жюри были представлены академиками, докторами и профессорами различных вузов. Также в комиссии был представитель бизнеса, член общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Бурухин, который привёз на конкурс двух подопечных из Артёмовского.
Возрастная категория участников начиналась с 11 лет (4 класс), а заканчивалась выпускниками вузов. Такая большая разница в возрасте, а соответственно в уровне подготовки неоценимый опыт для младшего поколения. Участвуя в проектной деятельности уже со столь раннего возраста, перед ребятами открываются большие перспективы. Стоит отметить, что проектная деятельность в современной системе образования для большинства школ России становится обязательным условием обучения.
Наиболее эффектными были выступления участников, которые продемонстрировали свой продукт. Так, школьники брат и сестра разработали бизнес-проект по открытию Музыкальной студии для детей. В проекте они показали, что уже есть из инструментов и оборудования, а также, что необходимо и на какую сумму. Но самое главное в своей защите они показали на сцене, сыграв несколько коротких композиций на фортепьяно и скрипке. Тем самым они уже на этом уровне доказали своё право на реализацию проекта.
В силу того, что мы живём в условиях жёсткой конкуренции, попытки ребят коммерциализировать свои способности, увеличивает их шансы найти себя во взрослой жизни. Самоидентификация в современном мире достаточно сложный процесс и требует от участников более раннего профориентационного начала.
Студент первого курса УГГУ на своём личном примере показал и рассказал, как можно студенту заработать на площадке вуза, не отрываясь от процесса обучения. Он абсолютно правильно отметил, что решить задачу совмещения учёбы и работы посильна далеко не всем студентам. Как раз таки вариант трудоустройства в вузе с первого курса и обучения на очной форме задача вполне решаемая, если такую задачу поставить. Возможно, что кто-то из школьников взял эту идею себе на заметку и непременно ей воспользуется.
Немало было проектов из малых городов. Ребята привезли свои бизнес идеи, которые на их взгляд помогут улучшить социально-экономическое положение своих городов. Так, например, школьники из Артёмовского городского округа (далее АГО) привезли на конкурс четыре бизнес-проекта, которые бы они хотели реализовать на территории своего округа.
Анастасия Сандалова, ученица 11 класса Школы № 6 АГО, также посещающая курсы швейного дела в Центре образования и профессиональной ориентации, рассказала участникам о бизнес идее организации предприятия по пошиву спецодежды. Причём в качестве сотрудников Анастасия видит в первую очередь молодёжь, которая заинтересована в высококвалифицированных рабочих местах и достойном заработке. Работая на предприятии, ребята смогут получить высшее образование по заочной форме или дистанционно, если у кого-то будет такая потребность.
Идея открытия фотостудии в городе Светлане Орловой, ученице 9 класса Школы № 6 АГО, кажется весьма актуальной. Потребность в её услугах есть как у молодёжи, так и у старшего поколения. Превратить хобби в бизнес сегодня посильно каждому, даже если ты школьник.
Контактные зоопарки интересны не только детям. О такой бизнес идее рассказала Дарья, ученица Школы № 8 АГО. Проведя опрос учащихся своей школы, и проанализировав результаты, Дарья убедилась в актуальности своей идеи. Практически 100 процентов респондентов обязательно бы посетили контактный зоопарк, если бы он был в городе. С учётом того, что сегодня многие сельские ребята не имеют возможности контактировать с сельхозживотными, ввиду физического отсутствия последних, посетить контактный зоопарк желает не только городское население.
Как можно заработать школьнику на приусадебном участке в статусе ЛПХ, рассказала ученица Школы № 4 Шагалиева Виктория. Бизнес идея примечательна тем, что не требует значительных капитальных вложений. Её реализация вполне посильна школьнику или группе школьников. Производственный цикл имеет сезонный характер, а цикл реализации товара и его производных – круглогодичный. Например, вырастили морковку, часть реализовали в натуральном виде, другую часть высушили. Преимущества хранения сушёного продукта очевидны, а полезные свойства как у свежего.
Бизнес идеи школьников и студентов затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека. И все они идут от проблемы. Последнее десятилетие детские магазины до самых потолков забиты игрушками из пластика низкого качества. Многие родители и не подозревают, что их ребёнок вдыхает ядовитые вещества, выделение которых идёт от таких предметов. Неравнодушный школьник, обрисовав эту проблему, предложил игрушки из деревянной основы, материала другого качества, экологически чистого и безопасного для нашей жизни.
Ученица пятого класса интересуется минералами и рассказала участникам о минеральном поясе, который проходит через Режевской район в сторону станции Мурзинка. Её повествование стало открытием для большинства ребят. Песня об уральских самоцветах в её исполнении вызвала в зале бурные авации. Да, здесь не было как таковой бизнес идеи, но её смелость выйти к трибуне и рассказать о своём увлечении это выше всякой похвалы.
Каждый из участников, защищая свой проект, идею или просто интерес, он отрабатывает комплекс практических навыков, которые усиливают его как личность и в чём-то уже профессионала. Сегодня это просто хобби или увлечение школьника, а завтра может стать бизнес идеей. И здесь задача взрослого человека видится в том, чтобы дать ребёнку правильную навигацию.
Современные телекоммуникационные системы позволили двум школьникам из города Мичуринск Тамбовской области защитить свои проекты посредствам видеотрансляции. Таким образом, организаторы показали ребятам возможность, как можно участвовать в аналогичных мероприятиях, находясь в любой точке мира.
Завершился конкурс награждением всех участников и общей фотосессией.
В очередной раз хочется высказать благодарность организаторам конкурса и лично директору Института мировой экономики Александру Николаевичу Сёмину.