КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КРИЗИСНОСТИ БИЗНЕСА

Как определить, есть кризис у фирмы или его нет? Это вопрос не простой. Если оценивать малый бизнес параметрами большого, то положение малого бизнеса сразу проигрывает по оборотам. При этом через год малый бизнес выживает, а большой идёт с молотка и крошится. 

Как определить кризисность, если не по главному понятному формальному параметру — наличию или неналичию денег?   

Увы, деньги сегодня — один из самых ненадежных «советников» в экспертной оценке бизнеса. Они могут чужими, заемными, короткими, ходить под инфляцией и санкциями. Но при этом ничего не поделать, деньги остаются самым психоделически важным критерием оценки. Но психоделику нужно всегда уравновешивать спокойным анализом.  

Но анализировать по хронологическому срезу – значит обречь себя на ошибки. Это все равно, что судит о здоровье по весу человека. Много бизнеса, много активов, много денег, много народу – значит он крут. А то, что этот бизнес может быть смертельно болен, на бренде фирмы не изобразят. В этом смысле, сравнивать бизнесы – все равно, что сравнивать смертельно больного человека и мальчику: у одного все есть, но все закончилось, у другого ничего нет, но все начинается. Как говорится, делайте ставки.

 

Как правило, споры об успешности и неуспешности ведутся внутри окружения бизнеса, в который входят не только участники, но и члены их семей. Последние, как правило, заинтересованы в простых деньгах. Простых – это значит вынул из кармана и получил. Это наёмные деньги. Между тем, бизнес даёт только сложные, оборотные, многосоставные, многоступенчатые деньги, что означает, что их в наличии может просто не быть, они могут работать в так называемых основных фондах, о которых наёмному человеку неинтересно даже знать. Хотя он получает наёмные деньги, сидя на стуле, который он не покупал. Так вот стул – это часть основных фондов, которые тоже ресурсы, но часто неинтересные наёмному окружению бизнеса.  

Отсюда конфликты. Окружение, не понимая логики формирования основных фондов, их и не считает, несмотря на то, они самые затратные и есть. 

 

Мы предлагаем для оценки два параметра: 1. соотношение стартового параметра и состояния на момент оценки 2. динамику продвижения от старта до момента оценки. Причём в оценку входит всё: и формирование основных фондов и доходы.  

То есть первый расчёт – это расчёт относительно старта: с чего начали – к чему пришли. Часто стартовые параметры забываются, а их надо почаще вспоминать, чтобы оценить динамику бизнеса. Но простое сознание предпочитает не сравнивать момент со стартом, а с другими бизнесами. Так работает простое сознание: если у другого больше денег – он успешнее. И ему неинтересно, что одна фирма платит зарплату «в белую», все налоги и социалку, — а другая нет. Вообще людей с простым сознанием допускать до оценки бизнеса нельзя, это всегда перекошенное представление о результативности и состоятельности бизнеса и процесса.   

Однако сравнивать бизнес с другими компаниями надо. Но давайте сравним по стартовым параметрам. И многое встанет на свои места.

 

Оценка относительно генетического старта даст представление о том, какими средствами получен результат, чтобы сравнить. Действительно, можно посмотреть на объект, в который вложено сто миллионов, и он смотрится сильно, и на объект в который вложено 500 тысяч и он смотрится бледно. Но если посчитать соотношение эффективности по средствам, то вложение 500 тысяч окажется вдвое рентабельнее и эффективнее.  

Второй момент: если 100 млн. вложены и уже не дают динамики роста, то если объект на 500 активно развивается и динамику даёт, то очевидно, что КПД (коэффициент полезного действия, точнее, коэффициент результативности) в пользу малого предприятия. Мы не говорим, что эффект от малого подчеркивает неэффективности крупного – это не так. В крупном состоянии другие трудности, но ясно, что сравнивать малое и крупное нужно не по факту, а по генетике и динамике бизнеса. Тогда сравнение будет справедливо.  

Третий момент в нашем подходе – субъектность бизнеса. Грубо говоря, кто «зачал» и кто выращивает бизнес. Это тоже часть генетического подхода: если выращивает тот, кто родил, то бизнес будет в надёжных руках, а если выращивает тот, кто не родил, то бизнес в зоне риска.  

 

Внедрение генетико-динамической оценки бизнеса крайне важно не только для оценки кризисности/некризисности бизнеса, но и оценки перспективы этого бизнеса. На что и на кого делать ставки, какие вложение делать дальше, как распределять доход – эти решения могут быть основаны только на генетико-динамической экспертизе бизнеса (ну и фирмы конечно).