ИМЯ КАК АУКЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ

  1. между талантом и рынком

Художник, автор – это фактически представитель малого бизнеса, ремесленник, который одновременно производит продукт и его продаёт. Но именно эта двойственность его разрывает на две части, часто сбивает с толку.

Начну с очень популярной американской поговорки, с которой я согласен: Произвести может всякий дурак, а ты попробуй это продать. Художник живёт обаянием своего таланта, понимая его, оценивая его как художник, но совершенно не понимая Логики Рынка, где доминирует покупатель и его интересы. Отсюда перекосы в самооценке: художник мыслит категориями, сколько могло бы стоить его искусство и сколько может стоить в будущем. Но стоимость на старте не имеет никакого отношения к стоимости на финише. Художник может сделать вещь лучше Пикассо, но любой, самый беспомощный рисунок Пикассо уйдёт в тысячу раз дороже, чем самая сильная вещь неизвестного художника. В этом и дело. Нет имени — нет стоимости.   

 

  1. коллекционер и коммерсант

Покупатель на артрынке имеет два лица: 1. Коллекционер 2. Коммерсант. Но и то, и другое лицо не всегда разбирается в качестве и происхождении произведения. Я проводил много экспериментов, когда без имени показывал вещь бизнесмену, за сколько он её бы приобрел. Всегда был шок: наш, отечественный бизнесмен вообще не понимает логики ценообразования на мировом артрынке.  

Но и коллекционер и арткоммерсант понимает одно: первая гарантия от обмана и самообмана – ИМЯ художника. 

 

  1. имя – динамическая инвестиционная категория

Именно нежелание делать своё имя как плановое, методичное явление является драмой наших художников. Часто имея в мастерской великолепные вещи, они выдвигают неадекватную цену. Что за этим следует. Нет продаж. Значит идёт неприемлемое затоваривание, имеющее негативное психоделическое последствие: ведь если тебя не покупают, значит ты не нужен. Нельзя складировать искусство: перепроизводство — везде перепроизводство, в любом случае перепроизводство приводит к уценке. Художники же категорически не понимают главного: Имя – инвестиционная категория. Они думают: качество картины – вот условие успеха, не понимая, что это только половина успеха. Более того – не первое условие.

Первый шаг к аукционной политике художника – демпинговое вхождение на рынок для ускоренного обретения Имени. Надо понимать, что динамика цены зависит от динамики известности.

 

  1. менять привычки

Художник, шире – артспециалист, часто боится рынка, выжидая, что слава «найдёт его сама». Это самая большая иллюзия, пришедшая с советских времен, когда художники были на попечении государства. Именно привычка к попечительству сейчас – самая дурная из привычек художников.

Что из этого следует? Придётся менять себя для рыночного продвижения. Это значит нужно понимать не только приобретения от продажи картин, но и затраты. Какие?

  1. эстетическая экспертиза.
  2. документационное оснащение при переводе в официальный режим.
  3. реклама.
  4. налоги.
  5. на участие в продвижении (презентации, салоны, выставки и проч.)

Для многих художников перечисленное – как дыхание преисподней.

Надо ломать себя.

 

5.

Данный материал предназначен не только для представителей малого бизнеса от ремесла – но и для покупателей, коллекционеров и арткоммерсантов. Мы фактически озвучили тест: если художник стремится отвечать на требования рынка, то с ним есть смысл иметь дело, если нет – то риски. Ведь самый важный рыночный признак произведения не столько коллекционность, сколько возможность аукционной коммерческой перепродажи, что невозможно сделать без озвученных требований.