КРИЗИС «КРИСТИС», ИЛИ ПОЧЕМУ НУЖНО СОЗДАВАТЬ УРАЛЬСКУЮ АУКЦИОННУЮ СИСТЕМУ?

  1. нужна конкуренция

Конкуренция нужна во всём. Иначе застой гарантирован даже известному и испытанному. Последние торги на аукционе Christie’s показали, что в аукционном процессе застой наметился. Если обратить внимание на последние продажи, то они вызывают вопросы. Вопрос первый по качеству произведений, выставленных на аукционе. Даже если учесть, что на аукционах продается не столько вещь, сколько её капитализация – история, легенда, автор, художественной части никто не отменял. Поэтому два торга особенно вызывают сомнения. 

 

  1. майские торги

Первое – откровенно дизайнерское полотно Энди Уорхолла, составленное из разноцветных отпечатков Моны Лизы. То, что просится на стенные обои, непонятно почему приобретается за 52 миллиона долларов. И дело даже не в коллажности, а в самом предмете использования: почему бы не взять любое другое изображение, но – собственное, тогда эффект был бы осмысленный.   

 

 

Еще большее удивление вызывает попадание на аукцион заполненное красками полотно некоего Ротко. Нет спора, эксперимент, игра красками, абстрагирование имеет право быть, но попадать в стоимость 81 миллион долларов – это слишком. 

Конечно, аукционы работают по формированию легенд, создают вокруг произведений шлейф историй, ассоциаций и художественных фактов, но искусство не должно уходить на третий план. А  на полотне Ротко «Номер 10» (1958 г.) неясно, где искусство. Если же аукцион переходит на только-имена, то этот путь чреват потерей уровня искусства, что рано или поздно скажется на поведении коллекционеров. Не исключено, что картина с 1958 года обросла многими событиями и перепродажами, которые «выращивают» цену картины, но не настолько, чтобы она преодолела ценовой ряд событийного прецедента. 

Эти вещи проходят в титуле «Послевоенное и современное искусство», но в этом сегменте много интересных вещей. Даже картина Фрейда «Спящая социальная работница», ушедшая за 52 миллиона, вызывает меньше вопросов, по крайней мере, по стилистике и занятной тематике картины, но цена, меньшая на 30 миллионов долларов в отношении «Номера 10», приводит экспертов в недоумение по политике ценообразования.  

 

Политика аукциона, переходящего на нетребовательное искусство, говорит о кризисе, который может исправить только конкуренцией новых проектов, подходов, оценок. Конкуренция оценок позволит, во-первых, скорректировать мировую аукционную политику, во-вторых, вернуть художников к художественному процессу.