ТЕЙЛОРИЗМ: МЕЖДУ КАЧЕСТВОМ И СКОРОСТЬЮ

Фредерик Тейлор у Форда решал две главные задачи: повышение качества и ускорение. Эти два фактора лежат в основе конкуренции себестоимости. Действительно, если у тебя одинаковые сырьевые условия, то выигрывает то, что качественнее и быстрее сделано. 

Но это в идеале. Причина тоже на поверхности – для качества нужно время, что предполагает замедление производства.

Поэтому часто приходится выбирать: или качество или время. Дилемма переводится так: или качественно, но долго, либо менее качественно, но быстро.

На что пойти?

Понятно, что качество – это эталон продукта. А скорость – условие его создания, скорость не продается. Точнее, товарное свойство скорости включено в товар. Отсюда очевидно: если не будет продукта вовсе, то никто скорость и не купит.

Что из этого следует?

Если в погоне за качеством вообще не производить, то и никто не обратит на тебя внимания, ты вне рынка. Это значит, нужно ускоряться и начинать с любого, даже менее качественного, а качество нарабатывать. Притом понятно, что менее качественное выживает при помощи скидок или откровенного демпинга.

Особенно этот тейлоровский принцип сработал на первых машинах, которые были вонючи и громыхали как целый завод. Лошади были приличнее и на них можно было ездить. Но Форд при помощи Тейлора, создавшего конвейер, сделал автомобиль массовым, а значит машина стала дешевле лошади. Это дало оборотные средства и средства на модернизацию. И уже к 1915 году машина фактически перестала быть гнусным вызовом человеческому вкусу и ушам. И победила в городах лошадиную тягу. 

По этому же пути шел Китай – от совершенно непотребного продукта к улучшению за счет привлекаемой оборотки.

О чем это говорит? Когда мы делаем ставку на качество, мы должны понимать, что количество времени будет увеличено, продукт будет по определению дороже. Поэтому на старте бизнеса важнее не качество, а скорость: если быстро создать инфраструктуру, начать производство, то рынок начнёт воспринимать нас раньше. 

 

Особенно этот клич – только качественное! – наблюдается у молодых предпринимателей, которые не умеют развивать бизнес с малого, хотят сразу взять быка за рога – только качественный продукт мирового уровня. Пожелание хорошее, только рискованное. Качество может не найти заказчика и покупателя. И дело умрёт. А вот мобильно и быстро начать с малого и не особо качественного – для молодого сознания неприемлемо. К примеру, есть план построить небольшую ферму. Нужен забор. Есть вариант ввалить в металлический забор кучу денег, а есть вариант быстро набить простенький – и выйти уже на производство бычков. В конце концов, металлический забор может съесть все вложения. И тогда вопрос, зачем качественный забор, если нет самого производства? Не лучше ли обратный ход – ускорить забор и начать дело, закрепиться на рынке, а потом можно и благоустроиться. 

Тысячи успешных бизнесов начинались с гаража. Тот же Билл Гейтс. И ничего.

 

3.

Мы поднимаем эту проблему как учебную вот почему. Множество молодых людей – и не обязательно из бизнеса – часто вообще не хотят ничего делать только потому, что это невозможно сделать качественно и на мировом уровне. Мол, если нельзя на мировом уровне, то и стараться нечего. 

Между тем, есть множество продуктов, которые не требуют мирового уровня. И потребляются по малой цене. Не нужен дорогущий гоночный велосипед в деревне. Мы уже не говорим о том, что некоторые вещи из мирового уровня не нужны и просто вредны, вроде производителя ГМО-продукции Монсанты. Тележки с реактивным двигателем тоже, позолоченные флэшки, упакованные дрова и проч.

Понятно, что это решение не универсально. Если вещи, которые можно начинать только качественными. Например, начать торговый центр в центре города с будки невозможно. Но как правило, торговый центр дают построить уже опытному человеку, который свои будки уже отстроил. Поэтому у нас версия – к конечному качеству нас приводит скорость на старте.

Этот тейлоровский принцип – сначала, на старте, скорость, первичный продукт, затем увеличение качества за счёт замедления производства, и наконец доминирование качества в завоеванном секторе рынка. Где наше качество не будет гнаться за ситуацией, а его уже будут ждать знающие потребители.