«ОПОРА РОССИИ» МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И СОЦИАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ

  1. между

Сегодня не секрет, что множественные общественные организации, созданные бизнесом, переживают кризис понимания, зачем они им нужны. Привычка задаваться вопросом, во что вкладываемся (хотя бы взносами), приводит к отрицательным ответам. И возникает кризис понимания, зачем им нужны общественные организации бизнеса. 

Интересно то, что даже руководство этих общественных организаций не может внятно ответить, зачем они существуют. Доминирующее слово «влиять» уже многих не греет, потому что никакое их влияние не может перебить решения по налогам, исходящее от Правительства. Что бы ни говорили о влиянии, но главный вопрос о дешевых кредитах Правительство решить не может ни под каким давлением всех вместе взятых общественных организаций (и уже теперь и партий, если иметь в виде Партию Роста). И не сможет. По крайне мере, в обозримом будущем, поскольку наши банки простые филиалы западных. Поэтому эмоциональный подъём при начинании, мол, мы теперь горы свернём, закончился разочарованием.

Но есть и другая причина разочарования – неумение понимать, что такое общественная организация. Так и бизнесмен очутился между своим и понятным бизнесом и непонятной общественной логикой, которую он должен принять. 

  1. два разных огня

Есть выражение «между двух огней», отсюда мы взяли понимание огня как позиции.

Действительно есть понятная логика бизнеса: вложил доллар — получил доллар с пятью центами – это понятно. А здесь непонятно: вложил деньги, время, силы, нервы – и нет ничего. Все разовые мероприятия поддержки один грех сводятся к поддержке … за свой счет. Нужна помощь – просим руководство общественной организации – та предоставляет, но на самом примитивном уровне и с явным неудовольствием. В конце концов, опять приходится обращаться к своим силам. Тогда зачем?  

Да, вроде можно выдвинуться, засветиться во власти, но опять-таки зачем? Процент по кредиту не уменьшится, спор все равно приведёт в арбитраж или суд. На последнем мероприятии я обратил внимание, что на все проблемы бизнесменов тезис от власти только один: обращайтесь в суд. Но тогда зачем общественная организация? Даже в суде членство в организации не гарантирует послабок. Хотя по логике, почему бы и нет? На суде забываются все общественные достижения бизнесмена, точнее, они даже не идут в плюс – они идут мимо. И это притом что власть могла бы заявить суду: позвольте, это наш общественно значимый бизнесмен! он нам помогает! он наш, поэтому мы настаиваем (!) на большем внимании к его позиции.  

Увы, этого нет.

Получается следующее: общественная организация не превращается в реальное бизнесообщество и при этом не обретает формат именно общественной организации.

  1. общественное – это общественное

Что бы ни говорилось, но бизнес сам не хочет разобраться в специфике общественной организации и механизмах её работы. Это важно. То есть он упорно не желает видеть слово «общественная», а значит предъявляет к ней претензии, которые предъявлять бессмысленно. Отсюда распад.   

И вот возникла новая тенденция: а давайте все-таки заинтересуем бизнес в организации! Чем? Тем, что дадим членам организации контракты: люди заработают и будут поддерживать отношения. Ход хороший, но можно точно сказать, что перерождение общественной организации в холдинг с другими правилами неминуем. А это значит останутся немногие.

Какая перспектива общественных организаций бизнеса?

Во-первых, понять и самим четко сартикулировать, что такое социально ориентированный бизнес. То есть как должен совмещаться бизнес и его социальная часть. В чём заключается этот симбиоз? Разве недостаточно того, что бизнес предоставляет рабочие места, платит налоги, даёт экономику стране – это что, не социальная часть? 

Во-вторых, надо определиться, общественная организация – это для работы с государством или с обществом. Это разные вещи – власть и массы. По этому поводу внятного ответа нет.

Но на самом деле, кризис многих общественных проектов бизнеса есть просто факт их роста: члены организации выросли, бизнес стал нешуточным – короче, масштаб стал другой. Как расти дальше – вот вопрос, на который надо ответить.