НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АУКЦИОННОЙ АРТ-КУЛЬТУРЫ

1.

В современной ситуации развитие искусства зависит от системы его правильной оценки. Если искусство будет адекватно оценено, то в нём будут оставаться профессионалы. Но рынок искусства чрезвычайно специфический, зачастую закрытый, а потому непонятный. А это значит и деньги на этот рынок не поступают, и художники деградируют.

Отсутствие рынка оборачивается отсутствием системы эстетического заказа. А если нет заказа – то нет и художника.  Невостребованное не живёт. И сегодня мы можем отметить деградацию художественного класса, их дезориентацию, ненужные поиски и тяжелое выживание. 

Те же поиски у людей, которые готовы были бы вложить в искусство, но не очень понимают, в какое и как. Рынок в провинции непонятен, а в столицах очень дорог. То есть деньги, даже при их наличии и желании вложиться, не идут на рынок, потому что в силу неорганизованности его нет.

Необходимо организовывать рынок искусства, причем не только в Лондоне и Москве, но и на Урале, в Сибири, потому что шедевры рождались всюду. И рождаются. И будут рождаться.  

Одна из причин в том, что рынок не только элитное место – это повсеместное явление, которое начинается с малого и стремится к высшему. Уникальность может быть и местная, но столько ценная. Иногда именно местная коллекция будет ценнее на своём месте, потому что она проросла корнями, создав стереоэффект: искусство знаменует место, место увеличивает ценность искусства.   

 

Аукционная система – одна из эффективных форм организации арт-рынка. В первую очередь понятная для инвесторов и коллекционеров, которые готовы на этом рынке работать. Есть на то несколько причин. 

  1. Аукционная система – это отбор. Аукционный дом, заботясь о своем престиже, будет отбирать искусство, формируя экспертные принципы, школу, штат экспертов, дискуссионную экспертную площадку. То есть в аукцион закладывается изначальная критериальность и конкурентность оценок, чего часто не хватает в частном поиске. То есть аукционный дом будет по определению отвечать за качество и, по крайней мере, обоснованность предложений.
  2. Аукционная система в силе открытости может позволить инвесторам сравнить реакции и оценки многих других коллекционеров. Соревновательность в конкуренции никто не отменял. Это позволит определять балансы цен, их коридоры, ориентации на рыночные условия, что позволит коллекционерам работать с открытыми глазами.
  3. Аукционная система имеет спекулятивные риски, которые сказываются на репутации. Но отсутствие её – больший риск, как является большим риском стагнация (деградация, медленная смерть), чем ошибочное развитие.
  4. Аукционная система – это динамика рынка, «перетряхивание» его для переоценок. Не секрет, что многое на рынке меняется, как меняются и оценки, поэтому возможность перепроверки только укрепляет рынок: лучшее увеличивает цену, переоценённое — её теряет. Возникают многие новые факты, меняющие ценность, часто раритетность вытесняет эстетичность, и часто то и другое вытесняются личной памятью коллекционера, которая может стать драгоценнее всего.
  5. Аукционная система – мир арт-информации, которая вращается вокруг организованного места, которым представляется аукционная система. Потому что сам факт купли-продажи – лишь последний этап в рыночном процессе, предваряемом изучением, скрупулёзной оценкой, комментариями, консультациями и проч.
  6. Аукционная система – современный ориентир для художников. Можно много говорить о свободе творчества, но если эта свобода не будет оценена, то она будет самоубийственной. Аукцион даёт ориентиры, необходимые для художников, чтобы понимать, как мысли заказчик и что он требует.

 

Необходимость аукционного дома – требование времени, поскольку вырастает новая генерация отечественного бизнеса, которая уже ставит задачу оригинальной капитализации на отечественной основе с целью социализации своего бизнеса.